Часть 13.2 Редуктор Данилюка и его патенты
Уважаемые коллеги!
Так получилось, что подготовка к опубликованию предыдущей части 13.1 несколько затянулось. Причинами были занятость уважаемого Александра Евгеньевича и, я думаю – некоторая щепетильность темы приоритетов и авторства в нашем сообществе. Так как патентов и публикаций у нас моловато будет, основаниями и обоснованиями являются интервью, воспоминания и экспертные заключения Великих. И это ещё раз подтверждает необходимость фиксации РИД и авторства в нашем деле. А РИД это плод интеллекта, сгусток знания умения и компетенций. И тд и тп.
Прошла небольшая переписка и сформулированы ряд мыслей и тезисов про людей, их дела, развитие дела, кто мы и куда идём:
- обязательно надо собирать факты – «время, события, люди» - история так складывается, украшать её не надо. Народ должен знать своих героев;
- отношусь к Великим без кавычек, результат их дел виден по прошествии времени;
- развитие это система, система не бывает без ресурсов, мы и есть и источник ресурсов и двигатель системы развития (авиамодельного спорта);
- интеллект это способность понять неудовлетворительное состояние существующего положения системы и обеспечить её изменение в желаемое (требуемое) состояние;
- результаты интеллектуальной деятельности (РИД) – один из главных показателей уровня развития;
- уходит интеллект, умирают наши доктора и кандидаты, надо эти потери восполнять;
- народ надо просвещать - это значит поднимать с маргинального уровня;
- пока наше развитие идет спонтанно, ФАС России кривовато прирастает новыми членами и образованиями (категориями, комитетами);
- новообразования бывают как доброкачественными, так и злокачественными, вектор развития определяется средой;
- мы хотим устойчивого развития (поднимаясь с маргинального дна переваренных остатков «досафоскова муделизма» не попасть в сети ньюмаргиналов из хоббистов и сетевых структур европейских пускателей и метателей без принципов, основ и авторитетов);
- а программы развития так и нет (программа ФАСР должна быть интегралом планов, программ развития регионов, городов, клубов, нас – ЛЮДЕЙ).
Пока даже эхо не откликается.
…
Наверно это крик души, глас вопиющего … , чья бы корова мычала … Они сами не знают чего они хочут, и если они не знают куда едут, то любое место прибытия желаемо. Так ?
...
Как обещал, немного продолжу начатую тему - про «Редуктор Данилюка» и его патенты.
Выкладываю фото «Редуктора Данилюка» и небольшой комментарий:
Так уж сложилось, что этот механизм попал мне в руки уже после того, как я начал погружаться в редукторную тематику. Году наверное в 2000, и это даже хорошо – перечитал заново книжки и справочники. А патенты эти я увидел ещё позже, уже после стендовых испытаний моего первого образца (см. фото, размещенные ранее) – сначала у Реваза на столе, а потом у В.Е. Першина на бумаге. Реваз вздумал поиграть в Курчатова (Игорь Васильевич руководил разработкой первого ядреного изделия, имея разведданные, но никто об этом естественно не догадывался) и меня попользовать. С тех пор у нас с Ревазом отношения изменились.
Конструкцию и компоновку редуктора Вы видите на фотках. Принципиально это точно такой же механизм, что мы используем и сейчас. Но разрабатывался он под другие задачи, эксплуатировался на «десятке», поэтому сделан крупнее и тяжелее:
Габарит по диаметру 65мм, по длине 40 мм;
Масса 330г (материал – сталь, кроме прижимного кольца);
Схема с остановленным венцом;
Модуль m = 0,7;
Кол-во зубьев:
Zb = 74 (венец внутреннего зацепления);
Za = 22 (центральная шестерня);
Zg = 26 (сателлит);
Ар = 3 (кол – во сателлитов);
I = 4,36 (передат. отношение).
Если Вы посмотрите мои таблицы подбора редуктора, тоже увидите это исполнение там. Оно кстати соответствует и критерию виброактивности!
На снимках видна на корпусе водила ещё одна группа из 4х отверстий под сателлиты, я прикинул, - это исполнение даёт редукцию 1:3,466. Не знаю, изготавливалось ли это исполнение.
Крепление воздушного винта на водиле этого редуктора осуществлялось с использованием этих 4х отверстий.
Конструктив таймерного «редуктора Вербицкого» от А.Г. Максимова полностью соответствует этому исполнению, в том числе консольная подвеска сателлитов, конструкция центральной шестерни, в едином корпусе с опорой на вал мотора и цангой зажима на валу. Честь и хвала В.Г. Данилюку и его ребятам!
Евгению Тимофеевичу удалось существенно снизить габариты и массу механизма, применив модуль m = 0,5мм, сократив количество зубьев (72-24-24 и затем 63-21-21) и закрепив венец на приливе мотора (пришлось изготовить новый кокиль). И закрепить складные лопасти в/винта на корпусе водила! А для уменьшения вибрации позже установить в комель лопасти упругую втулку (сайлент-блок).
В таком виде он и живет до сих пор.
Кстати когда Евгений Тимофеевич компоновал воздушный винт со складными лопастями на модели, он пробовал и вариант складывания лопастей вперёд по полету. Это исключало случаи складывания лопасти на крыло и улучшало аэродинамику фюзеляжа в планировании (снижало Сх). Но такая «вилка» при посадке своим ходом могла «уколоть» зеваку. И хотя таких случаев не было, такую компоновку запретили. Позже начали применять вместо 2-х лопасного 3-х лопастный винт, диаметр его уменьшился, три лопасти вставали более – менее одинаково, что сняло проблему складывания лопастей и уменьшило вибрацию.
И заводится такая ВМУ прекрасно вращением кока, установленного на валу двигателя, фрикционным соединением с резиновой чашкой стандартного граупнеровского (Робби и др.) электростартера. Теперь уже никто о русском инерционном стартере с ручкой и не вспоминает.
Теперь обратимся к патентам В.Г. Данилюка и закрепленным ими техническим решениям.
Запросил патенты в инете:
№ 1601917 по данным на 28.01.2013 прекратил действие, видимо автор не поддерживает его действие (надо платить пошлину!), т.к. последующий патент его поглотил.
Смотрим дальше:
Патент РФ № 2042580 подача заявки 04.04.1994, публикация 27.08.1995, действует по настоящее время.
Смотрим формулу изобретения и рисунки:
На Фиг. 1 показана наша классика, - шестерня на валу, неподвижный венец на картере двигателя, сателлиты на водиле редуктора, установленного соосно валу, и которое через подшипники опирается на вал, в/винт закреплен на корпусе водила, вся система замыкается на валу выходным звеном.
Читаем определения формулы:
Пунктом 1 формулы определено, что на валу двигателя соосно установлен редуктор, выходное звено которого с закрепленным в/ винтом свободно вращается на подшипниках и зафиксировано на валу для передачи тяги.
Здесь не определена кинематическая схема редуктора!
п.2 формулы определено, что установка по п.1 снабжена маховиком, (которого у нас нет, габариты и масса не позволяют) но для снижения вибрации нужен не столько маховик, сколько корпус для крепления балансировочных грузов впереди (динамическая балансировка называется);
п.п. 3, 4 формулы определено, что лопасти в/винта установлены с возможностью отклонения в плоскости винта и в направлении действия тяги на серьгах. Это мы используем, но без дополнительных элементов – серёг;
п. 5 говорит о жесткой установке лопастей, мы это отвергли из-за вибрации;
п.6 определяет кинематическую схему с остановленным венцом, что изображено на фиг. 1 (правда в формуле этого слова нет) с сателлитами, закрепленными на водиле.
Также здесь не сказано, что в этом случае направление вращения вала и в/ винта совпадает. Эту схему мы и реализуем.
У неё реализуется наибольший кинематический эффект: i = 1 – ( - Zb/Za) или i = 1 + Zb/Za .
У образца я уже выше показал i = 4,36.
У VE i = 1+ 63/21 = 1+3 = 4;
п.7 определяет кинематическую схему с остановленными сателлитами («… паразитными шестернями, установленными на силовой установке…»). Это означает, что сателлиты закреплены не на водиле, а на неподвижном корпусе редуктора, в нашем случае на переднем торце картера двигателя. При этом центральная шестерня также закреплена на валу, а венец с зубьями внутреннего зацепления вращается на сателлитах в сторону, противоположную вращению вала. В/ винт крепится на корпусе венца.
Эта кинематическая схема даёт на единицу меньшее передаточное отношение:
i = - Zb/Za;
Знак минус означает вращение выходного звена редуктора в противоположную сторону вращения входного звена. То есть можно используя те же детали, но закрепив сателлиты неподвижно на торце мотора получить передаточное отношение 1:3 вместо нашего 1:4, но лопасти надо иметь на другое – левое вращение.
Кстати мы с В.В. Сычевым такой вариант обсудили во времена сотрудничества, он говорил, что сделал такой редуктор, но уж больно много работы делать всё наоборот (винт, стартер, регулировка модели) и непривычно – винт, ветер, брызги, крутящий момент, всё действует в другую сторону, влияет на регулировку моторного полета модели. До лёта дело не дошло;
п.8 говорит что вся машинка снабжена коком, куда же без него;
п.9 говорит, что кок закреплён на маховике;
п.10 говорит, что маховик выполнен с конструктивными элементами для запуска мотора извне путем раскрутки вала за маховик;
п.11 говорит, что в коке выполнено центральное отверстие для запуска за вал.
Да, заводим стартером извне и так и не так, это не принципиально.
Вот так коллеги!
Теперь нам надо бы проводить патентный поиск при внедрении новшеств и отдавать автору дань (хотя бы уважения) или лицензионный договор на использование изобретения. При этом автор может захотеть денег (какой алчный, капиталист наверное – все хотят прибыли!), а может скажет: что с вас убогих взять, хоть имя мое упомяните.
Если кому интересно это направление, читайте Часть 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации, для проведения патентного поиска идите, смотрите, читайте сайт
http://www.freepatent.ru" onclick="window.open(this.href);return false;
Уверяю не пожалеете. Найдете и узнаете много интересного. И моторы и поршни и системы продувки, винты, трансмиссии…
Так глядишь по-тихоньку придем к вопросам патентования РИД (результат интеллектуальной деятельности) и защиты интеллектуальной собственности и в модельном деле.
А для начала вспомним и закрепим здесь на ramsf ключевые технические решения и имена их авторов (соавторов), обеспечивших развитие авиамодельной техники и спортивные достижения и победы.