Георгий Марков. ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ГОДЫ НА МОДЕЛИ ПЛАНЕРОВ F1A

СВОБОДНОЛЕТАЮЩИЕ МОДЕЛИ
Аватара пользователя
Александр Пугаченко
Admin
Сообщения: 1573
Зарегистрирован: Пн май 22, 2006 4:00 am
Фамилия: Пугаченко
Имя: Александр
Отчество: Евгеньевич
Страна, город: Россия, Москва
Дата рождения: 07.06.1949
Дата начала занятий спортом: 01.09.1961
Класс моделей: F-1А Свободнолетающие модели планеров
Номер лицензии FAI: 2042A
Спортивное звание: Мастер спорта России
Тренерское звание: Заслуженный тренер России
Ваш пол: Мужской
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Георгий Марков. ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ГОДЫ НА МОДЕЛИ ПЛАНЕРОВ F1A

Сообщение Александр Пугаченко »

Автор статьи - Георгий Марков, 4-х кратный чемпион СССР,
мастер спорта СССР международного класса.

Целью данной статьи является техническая оценка достижений в классе F1A за последние 50 лет. А так же выдача доступной большинству спортсменов методики по проектированию моделей, их отладке и регулировке. Убедительная просьба к читателям этого материала. В области выдаваемых оценок и рекомендаций не воспринимать их как истину в последней инстанции. Это всего лишь мнение одного из индивидуумов, занимавшегося моделями данного класса более 20 лет, имеющего определенный опыт в достижении высоких спортивных результатов и более 40 лет работающего в ОКБ им. А.С.Яковлева в области проектирования летательных аппаратов (ЛА) различного назначения с выходом на полученные результаты в летных испытаниях.
maksuttt
Ответов>50
Сообщения: 84
Зарегистрирован: Пт ноя 08, 2013 7:10 pm
Фамилия: Светлаков
Имя: Максим
Отчество: В
Страна, город: Toronto, Canada
Дата рождения: 07.07.1977
Дата начала занятий спортом: 24.09.1988
Класс моделей: F-1С Свободнолетающие таймерные модели
Класс моделей 2: F-2D Кордовые модели воздушного боя
Номер лицензии FAI: Отсутствует
Спортивное звание: 1 спортивный разряд
Ваш пол: Мужской
Откуда: Toronto, Canada

Re: Георгий Марков. ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ГОДЫ НА МОДЕЛИ ПЛАНЕРОВ F1

Сообщение maksuttt »

Александр, спасибо за интересную статью!
Qui quaerit, reperit.
Владимир Кривошеин
Ответов>1000
Сообщения: 1948
Зарегистрирован: Чт дек 03, 2009 5:21 pm
Фамилия: Кривошеин
Имя: Владимир
Отчество: Борисович
Страна, город: Россия г. Псков
Дата рождения: 14.10.1946
Дата начала занятий спортом: 01.11.1956
Класс моделей: F-1С Свободнолетающие таймерные модели
Номер лицензии FAI: Отсутствует
Спортивное звание: Кандидат в мастера спорта
Судейская категория: Всероссийская Категория
Ваш пол: Мужской
Откуда: Россия г.Псков

Re: Георгий Марков. ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ГОДЫ НА МОДЕЛИ ПЛАНЕРОВ F1

Сообщение Владимир Кривошеин »

Александр Евгеньевич, большое СПАСИБО !!!!
Опыт не пропить и не продать, можно только передать.
OlegOlegovih
Ответов>50
Сообщения: 78
Зарегистрирован: Вт фев 17, 2015 3:52 pm
Фамилия: Лунев
Имя: Олег
Отчество: Олегович
Страна, город: Россия, Тула
Дата рождения: 14.10.1972
Дата начала занятий спортом: 01.08.1985
Класс моделей: F-1В Свободнолетающие резиномоторные модели
Номер лицензии FAI: Отсутствует
Спортивное звание: Без разряда
Ваш пол: Мужской
Откуда: г. Тула

Re: Георгий Марков. ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ГОДЫ НА МОДЕЛИ ПЛАНЕРОВ F1

Сообщение OlegOlegovih »

Отличная статья, вот бы кто по F1B подобное сделал, хотя и в этой статье многое можно почерпнуть!!!
FlyOff
Ответов>10
Сообщения: 35
Зарегистрирован: Вт ноя 29, 2011 9:47 pm
Фамилия: Арепьев
Имя: Кирилл
Отчество: Анатольевич
Страна, город: Москва
Дата рождения: 25.01.1975
Дата начала занятий спортом: 01.01.1980
Класс моделей: F-1А Свободнолетающие модели планеров
Номер лицензии FAI: Отсутствует
Спортивное звание: Мастер спорта России
Ваш пол: Мужской
Откуда: Россия, Москва

Re: Георгий Марков. ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ГОДЫ НА МОДЕЛИ ПЛАНЕРОВ F1

Сообщение FlyOff »

Спасибо Георгию Маркову за познавательную статью! Очень интересно затронута тема моментов инерции и восходящих потоков. Хотя изначально разворачивающий момент в поток создает правильно спроектированное крыло и система круток на крыле. А моменты инерции влияют на скорость разворота. И, не смотря на это, величина самого момента может оказать существенное влияние. Общаясь с различными спортсменами, мне известно, что Георгий Марков применял на крыльях достаточно большие крутки и его модели летали мелкими кругами. Хотел бы поинтересоваться у автора, какие мысли и предпосылки привели его к такому решению? Есть ли преимущества у такой схемы?
Andrey.
Ответов>50
Сообщения: 84
Зарегистрирован: Ср июн 13, 2007 9:27 pm
Фамилия: Осипков
Имя: Андрей
Отчество: Сергеевич
Страна, город: Рыбинск
Дата рождения: 22.06.1989
Класс моделей: F-1А Свободнолетающие модели планеров
Номер лицензии FAI: Отсутствует
Спортивное звание: 1 спортивный разряд
Ваш пол: Мужской
Откуда: Рыбинск

Re: Георгий Марков. ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ГОДЫ НА МОДЕЛИ ПЛАНЕРОВ F1

Сообщение Andrey. »

В самой статье в принципе сказана мысль может не прямо, что при восходящем потоке модель летит более маленькими кругами, чтобы попасть и удержаться в потоке, когда модель не в потоке, круги более размытые.
Аватара пользователя
Oleg_O_Dyadechko
Ответов>250
Сообщения: 426
Зарегистрирован: Вт янв 23, 2007 8:06 am
Фамилия: Diadechko
Имя: Oleg
Отчество: O
Страна, город: Samara
Дата рождения: 02.09.1966
Класс моделей: F-1А Свободнолетающие модели планеров
Номер лицензии FAI: 549А
Спортивное звание: Мастер спорта России международного класса
Судейская категория: 1 Категория
Ваш пол: Мужской
Откуда: Samara
Контактная информация:

Re: Георгий Марков. ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ГОДЫ НА МОДЕЛИ ПЛАНЕРОВ F1

Сообщение Oleg_O_Dyadechko »

Отличная статья
Позволил себе без разрешения автора немного отформатировать и перевел в пдф формат.
Вложения
Взгляд сквозь годы на модели планеров F1A.pdf
(1.42 МБ) 1900 скачиваний
Аватара пользователя
Александр Пугаченко
Admin
Сообщения: 1573
Зарегистрирован: Пн май 22, 2006 4:00 am
Фамилия: Пугаченко
Имя: Александр
Отчество: Евгеньевич
Страна, город: Россия, Москва
Дата рождения: 07.06.1949
Дата начала занятий спортом: 01.09.1961
Класс моделей: F-1А Свободнолетающие модели планеров
Номер лицензии FAI: 2042A
Спортивное звание: Мастер спорта России
Тренерское звание: Заслуженный тренер России
Ваш пол: Мужской
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: Георгий Марков. ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ГОДЫ НА МОДЕЛИ ПЛАНЕРОВ F1

Сообщение Александр Пугаченко »

Телефон Георгия Александровича Маркова в Москве +79031784909
ISV
Ответов>10
Сообщения: 36
Зарегистрирован: Сб июл 12, 2014 3:24 pm
Фамилия: Ильин
Имя: Сергей
Отчество: Вадимович
Страна, город: Россия, Саратов
Дата рождения: 31.12.1961
Дата начала занятий спортом: 05.10.1969
Класс моделей: F-1В Свободнолетающие резиномоторные модели
Номер лицензии FAI: Отсутствует
Спортивное звание: Мастер спорта России международного класса
Судейская категория: 1 Категория
Ваш пол: Мужской

Re: Георгий Марков. ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ГОДЫ НА МОДЕЛИ ПЛАНЕРОВ F1

Сообщение ISV »

Прочитал... Статья конечно интересная, спасибо Автору!
Но к сожалению, Автор (Георгий Марков, не знаю, читает ли он этот форум, и если "да" то пусть не обижается, обидеть не хочу ни кого ни в какой мере) не вполне понимает особенности полета моделей в восходящих потоках, строение этих самых потоков, и потому делает не верные выводы и дает не верные рекомендации.
Рекомендации по регулировке и настройке моделей тоже крайне архаичны, и не могут быть использованы как практический метод.
Теоретические рассуждения очень поверхностны и крайне упрощены, что тоже не позволяет сделать верных выводов...
Вообщем, статья интересная, но крайне не современная...
Еще раз прошу прощения, но промолчать не мог...
Andrey.
Ответов>50
Сообщения: 84
Зарегистрирован: Ср июн 13, 2007 9:27 pm
Фамилия: Осипков
Имя: Андрей
Отчество: Сергеевич
Страна, город: Рыбинск
Дата рождения: 22.06.1989
Класс моделей: F-1А Свободнолетающие модели планеров
Номер лицензии FAI: Отсутствует
Спортивное звание: 1 спортивный разряд
Ваш пол: Мужской
Откуда: Рыбинск

Re: Георгий Марков. ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ГОДЫ НА МОДЕЛИ ПЛАНЕРОВ F1

Сообщение Andrey. »

ISV писал(а):Прочитал... Статья конечно интересная, спасибо Автору!
Но к сожалению, Автор (Георгий Марков, не знаю, читает ли он этот форум, и если "да" то пусть не обижается, обидеть не хочу ни кого ни в какой мере) не вполне понимает особенности полета моделей в восходящих потоках, строение этих самых потоков, и потому делает не верные выводы и дает не верные рекомендации.
Рекомендации по регулировке и настройке моделей тоже крайне архаичны, и не могут быть использованы как практический метод.
Теоретические рассуждения очень поверхностны и крайне упрощены, что тоже не позволяет сделать верных выводов...
Вообщем, статья интересная, но крайне не современная...
Еще раз прошу прощения, но промолчать не мог...
Обычно когда оставляют такие комментарии к статье, пишут более подробные разъяснения, с объяснением своей позиции, иначе все что вы пишите больше похоже на флуд...
Тем более уверен что было бы интересно почитать другую точку зрения (мне так точно)
ISV
Ответов>10
Сообщения: 36
Зарегистрирован: Сб июл 12, 2014 3:24 pm
Фамилия: Ильин
Имя: Сергей
Отчество: Вадимович
Страна, город: Россия, Саратов
Дата рождения: 31.12.1961
Дата начала занятий спортом: 05.10.1969
Класс моделей: F-1В Свободнолетающие резиномоторные модели
Номер лицензии FAI: Отсутствует
Спортивное звание: Мастер спорта России международного класса
Судейская категория: 1 Категория
Ваш пол: Мужской

Re: Георгий Марков. ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ГОДЫ НА МОДЕЛИ ПЛАНЕРОВ F1

Сообщение ISV »

Если действительно интересно, то извольте...
Во поводу восходящих потоков.
Восходящие потоки имеют , как правило, вихревую структуру. Согласно законам аэродинамики, вихрь в сплошной среде может быть либо замкнутым ( типа тора), либо заканчиваться на каких то неоднородностях в этой среде. Нижняя часть этого вихря упирается в землю , а верхняя? Ну например в кучевое облако. А если облаков нет? То, очевидно, что должна быть какая то другая неоднородность в воздухе. Например слой с "неправильной" температурой. В этом случае поток (вихрь) оборвется на этом слое. И как полетит модель достигшая этого верхнего края потока? Правильно! Она из равномерного кружения по малому радиусу резко , быстро, полетит в сторону на несколько десятков (сотен) метров, и после этого быстро - быстро опустится (опустив нос, как правило) до высоты метров 15 и , если повезет, опять может влететь в тот же поток с его нижнего края, а может и нет...
Модели имеющие высокий старт быстрее достигают "вершины" потока, а может быть и при старте попадают уже в зону где поток кончился, и потому имеют шанс стартуя определенно "в погоду" не слетать и двух минут. Это совершенно не связано со свойствами модели удерживаться в потоках,вернее связано, и чем лучше эти свойства, тем хуже результат на секундомере у судей. Модель, которая хорошо закручивается в потоке, попадает в область с большей вертикальной скоростью быстрее, хорошо там удерживается, и быстрее достигает вышеупомянутой "вершины" этого самого потока... А дальше как повезет.
Какой вывод? Делать старт ниже? Не уверен, что это верный путь...
Я все это, о чем писал, заметил довольно давно. Было это на кладбище где, почему то, всегда много ворон. Эти самые вороны (много сотен, может и тысячи) летали в вышеописанном потоке и была видна вся его структура. Долетая до высоты метров 100 (ну 150 мах) этот вихрь из птиц как из садовой лейки разбрасывал их во все стороны и они тут же (секунд за 10) опускались метров до 15-20 и снова влетали в этот поток снизу. Аналогичные картинки много-много раз наблюдал и на соревнованиях, но моделей почему то всегда меньше чем ворон..
Так что делать то? Я для себя этот вопрос решал так. Пытался настроить модель таким образом, чтобы она летала мах возможным виражом и , тем не менее, все таки цеплялась за поток, но не была "согласная" очень быстро смещаться к его центру. Модель летающая по периферии потока, набирает высоту значительно медленнее и потому в этом потоке летает дольше, да и садится ближе в результате. Такой регулировке модели большой момент инерции крыльев только способствует. Способствует этому еще и трехизломное крыло с маленькой хордой на конце крыла..
Ладно! Дальше потом...
AlexeyIvoninskiy
Ответов>10
Сообщения: 46
Зарегистрирован: Пн авг 11, 2014 10:40 am
Фамилия: Ивонинский
Имя: Алексей
Отчество: Игоревич
Страна, город: Подольск
Дата рождения: 14.04.1970
Дата начала занятий спортом: 01.09.1978
Класс моделей: F-1В Свободнолетающие резиномоторные модели
Номер лицензии FAI: 875А
Спортивное звание: Без разряда
Ваш пол: Мужской

Re: Георгий Марков. ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ГОДЫ НА МОДЕЛИ ПЛАНЕРОВ F1

Сообщение AlexeyIvoninskiy »

"Например слой с "неправильной" температурой. " - а что это такое? Может это слой инверсии с не линейным изменением температуры? А инверсия как правило на высоте облачности (ну т.е. наоборот), а это 500 и более метров.
Andrey.
Ответов>50
Сообщения: 84
Зарегистрирован: Ср июн 13, 2007 9:27 pm
Фамилия: Осипков
Имя: Андрей
Отчество: Сергеевич
Страна, город: Рыбинск
Дата рождения: 22.06.1989
Класс моделей: F-1А Свободнолетающие модели планеров
Номер лицензии FAI: Отсутствует
Спортивное звание: 1 спортивный разряд
Ваш пол: Мужской
Откуда: Рыбинск

Re: Георгий Марков. ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ГОДЫ НА МОДЕЛИ ПЛАНЕРОВ F1

Сообщение Andrey. »

ISV, интересные наблюдения, по поводу трехизломного крыла, сделал небольшую законцовку на ушке как раз с уменьшением хорды, площадью около 0,3 дм, проверял правда в тихую погоду, но вираж получается очень растянутым, подходит под вашу теорию, хотел поинтересовать как именно это влияет?
ISV
Ответов>10
Сообщения: 36
Зарегистрирован: Сб июл 12, 2014 3:24 pm
Фамилия: Ильин
Имя: Сергей
Отчество: Вадимович
Страна, город: Россия, Саратов
Дата рождения: 31.12.1961
Дата начала занятий спортом: 05.10.1969
Класс моделей: F-1В Свободнолетающие резиномоторные модели
Номер лицензии FAI: Отсутствует
Спортивное звание: Мастер спорта России международного класса
Судейская категория: 1 Категория
Ваш пол: Мужской

Re: Георгий Марков. ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ГОДЫ НА МОДЕЛИ ПЛАНЕРОВ F1

Сообщение ISV »

AlexeyIvoninskiy писал(а):а что это такое?
Если я правильно помню, а задумываться сейчас некогда, то в обычных условиях температура понижается с высотой. А иногда случается, что на некоторой высоте, может быть и небольшой 20-50 ....100 метров, температура в более высоком слое выше, чем в приземном слое и это как раз и вызывает невозможность всплывать "горячему" воздуху вверх, и стало быть образовывать восходящий поток. Примером этого является стелящийся над деревней печной дым. Это бывает на высоте печной трубы, а не на 500 и т.д. метрах.
Andrey. писал(а): как именно это влияет?
Это на пальцах примерно таким образом получается. Модель с "обратными" крутками летит со скольжением на крыло, и это автоматически на маленьком ушке на конце крыла создает большие углы атаки, а при попадании в место с ветром вверх происходит срыв потока на этом маленьком участке крыла, сопровождающийся уменьшением подъёмной силы и увеличением сопротивления на самом конце крыла. В этом случае модель начинает кружится на этом месте , и не сильно теряет в подъемной силе по сравнению с большим ухом, которое еще и хордой больше и к срыву потому меньше склонно...
Аватара пользователя
Александр Пугаченко
Admin
Сообщения: 1573
Зарегистрирован: Пн май 22, 2006 4:00 am
Фамилия: Пугаченко
Имя: Александр
Отчество: Евгеньевич
Страна, город: Россия, Москва
Дата рождения: 07.06.1949
Дата начала занятий спортом: 01.09.1961
Класс моделей: F-1А Свободнолетающие модели планеров
Номер лицензии FAI: 2042A
Спортивное звание: Мастер спорта России
Тренерское звание: Заслуженный тренер России
Ваш пол: Мужской
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: Георгий Марков. ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ГОДЫ НА МОДЕЛИ ПЛАНЕРОВ F1

Сообщение Александр Пугаченко »

14 сентября исполнилось 75 лет Георгию Александровичу Маркову
С днем рождения Георгий Александрович!

Вот что он пишет о себе на сайте ФАС России
http://www.fasr.ru/liudi_i_daty/2016_09 ... xandrovich" onclick="window.open(this.href);return false;

Я, Георгий Александрович Марков родился 14 сентября 1941 года на Урале, в городе Свердловске. С 1944 года проживаю городе Москве, совместно с родителями. Отец инженер-механик, мать-технолог. Учился в № 622 школе, города Москвы, которую закончил в 1959 году. Авиамоделизмом начал заниматься с четвертого класса в доме пионеров Дзержинского района города Москвы, который в то время находился в одном из зданий «уголка им. Дурова». Преподавал нам науку проектирование авиационных моделей замечательный преподаватель Тараканов Аким Васильевич. Из этого кружка вышли такие известные спортсмены как: В. Куманин, В. Субботин, Н. Крутоголовов и многие другие.

Как и все мальчишки начал с простейших схематических моделей. Первый полёт свободнолетающей модели, изготовленной своими руками, заворожил меня на всю жизнь. С тех пор почти всё свободное время проводил на тушинском аэродроме, регулируя и запуская свои модели. До девятого класса занимался моделями разных типов. Первая моя кордовая модель напоминала скоростную модель с двигателем ЦАМЛ-50. Больше всего мне нравились свободнолетающие модели особенно таймерные, с которыми неоднократно выступал на юношеских соревнованиях, но добиться высоких результатов не представилось возможности. По причине отсутствия должного двигателя. В то время МК-12С для меня был верхом совершенства.

В девятом классе принял решение, что заниматься надо моделями планеров, не требующих каких-либо предварительных условий. Первые два года тщательно изучал существующие схемы и штудировал необходимую техническую литературу.

В десятом классе решил за основу принять конструктивно силовую схему (КСС) Ю. К. Соколова. Долго выбирал профилировку крыла и конструктивную навеску крыла, много экспериментировал. В 10-м классе выполнил первый юношеский разряд. Постоянно контактировал с лидерами той поры, перенимая у них опыт и знания.

На базе модели Соколова, подкрепленной техническим тренерским талантом Юрия Константиновича, начиная с конца пятидесятых годов, в столице родилось целое поколение моделистов, лидирующих на протяжении ряда лет. Это такие спортсмены, как Аверьянов, Земский, Рощин, Коваль, Митнев, Пугаченко Г. Орлов и многие другие. Среди них особенно хочется выделить спортсмена с высокой научно-технической подготовкой, авиационного инженера-конструктора с аналитическим складом мышления - А. А.Земского. Вся его деятельность, начиная с вопросов проектирования и заканчивая техникой поведения на старте, основывалась на тщательном анализе решаемой задачи, что позволяло принять подчас единственно правильное решение. Он, как никто иной достоин звания чемпиона мира. Но, к сожалению, ограничения по выезду за рубеж не позволили ему это сделать. Будучи 3-х кратным чемпионом СССР ему первому было присвоено звание «Мастера спорта СССР международного класса». Он бескорыстно делился и до сих пор делится со спортсменами своими знаниями и опытом. На протяжении ряда лет он являлся моим негласным тренером.

Особо прислушивался к А.А. Земскому который в последствии стал моим не гласным тренером.

В середине 60-ого года подготовил две боевые модели, которые стали основой для дальнейшего развития. Летом 1960 года выполнил нормы КМС. В это время одновременно сдавал вступительные экзамены в МАТИ, но не прошёл по конкурсу.

Осенью был призван советскую армию. Во время службы удалось много познать и увидеть. Я глубоко благодарен своей армейской судьбе за то, что она сложилась именно так. Призван был в пограничные войска южного погранокруга, в город Мары рядом с Кушкой самой южной точкой Союза. После окончание 2х месячного учебного курса, предстояло распределение в действующие строевые части. Поначалу распределили меня на одну из погранзастав. Такая перспектива меня категорически не устраивало. К моему счастью в состав комиссии входил командир авиационного погранотряда. На комиссии заявил, что Карацупы из меня не получится т.к. с лошади я упаду, а собак я боюсь с детства. Двумя руками вцепился в авиационного полковника с возгласами – «хочу летать» очень долго убеждал его и просил разрешить мне пройти летную медицинскую комиссию. В это время я понял, что моя настойчивость может решить мою дальнейшую судьбу. В результате через неделю я оказался в летной школе младших авиационных специалистов в городе Барнауле на Алтае. Через девять месяцев я её закончил с отличием, и был отправлен в Петрозаводский летный пограничный отряд. В это время я окончательно убедился в своей любви к авиации. Впоследствии познал ее, как говорится изнутри. Второй и третий год служил в должности бортмеханика, летал на самолёте Ил-14. В результате службы понял, что любую поставленную перед собой задачу можно решить, имея должную настойчивость.

Демобилизовавшись из армии, осенью 1963 года поступил на вечернее отделение в МАТИ по специальности самолётостроение. С января 1864 года работал в МАТИ на кафедре «сварка» в должности лаборанта и учебного мастера.

По-прежнему продолжал бредить моделями. Этой же весной выполнил норму «Мастера спорта СССР»

Летом 1964 года состоялось моё первое боевое крещение на всесоюзном уровне. На всесоюзном соревновании студентов в городе Ленинграде. Выступать пришлось с правой загипсованной рукой. Соревнование выиграл. С 1965 года практически беспрерывно входил в сборную команду города Москвы. Впервые в том же году за Москву, совместно с А.А. Земским выступал на всесоюзной спартакиаде, которая проходила в городе Москве. Соревнование тогда выиграл А.А. Земский мой негласный летающий тренер, который тогда стал троекратным чемпионом Союза.

В 1966 году мне удалось стать впервые чемпионом СССР на зимнем первенстве в городе Ташкенте. В те годы 1965-1966 проводились два первенства зимние и летние.

В последующие годы вплоть до 1974года неоднократно был победителем чемпионатов Москвы, в том числе трижды выигрывал кубок им. М. Зюрина. Особенностью этих соревнований было то, что все «свободники» выступали в общей куче, а победителем являлся спортсмен, набравший наибольшее количество очков.

В 1967 году поступил работать в ОКБ имени С.А. Яковлева по основной специальности, по которой учился МАТИ. С 1970 году получил самостоятельную работу в должности ведущего конструктора новой темы. Это был первый в СССР специализированый спортивно-пилотажный самолёт, который не был модификацией предыдущих изделий, а проектировался полностью вновь – Як-50. На последующем чемпионате мира. Советские спортсмены на этом самолёте стали чемпионами мира – как в мужском, так и в женском разрядах.

Наиболее плодотворным у меня был 1969 год. В июне я с отличием защитил в МАТИ диплом, а накануне у меня родилась дочь, в июне впервые на соревнованиях из 7 туров выиграл мачт городов, проводился в городе Ереване. В этом же году в городе Кировограде вторично стал чемпионом СССР. Повторил этот успех в 1070 году и в 1971 году. В этом же году выиграл чемпионат МАП в городе Ташкенте. За всю спортивную карьеру на соревнованиях всесоюзного уровня удалось выиграть семь раз.

Начиная с 1969 г по 1973 г я не пропускал ни одного соревнования. За это время было всего 3 срыва со средним временем в срывных полетах 2 мин 50 сек ± 5 сек. Первый срыв был сугубо по моей вине на чемпионате мира в Швеции в 1971 г. На старте с подветренной стороны, перед стартом находились скалы высотой 50-60 м. Вихри, сходящие со скал принял за поток. Второй срыв произошел через год в Болгарии в июне месяце. Этот полет без смеха сквозь слезы не вспомнить. Перед началом 3-го тура, хозяева соревнований, в качестве презента привезли на старт по ящику с накануне собранной черешней. Каждой команде вручили по ящику, а советской команде на каждого человека. Надо было видеть, с какой жадностью мы накинулись на эту черешню. Через 30-40 мин в животах заурчало. В это время я на старте, модель на леере. Обе руки заняты, одной рукой держусь за леер, другой за живот. Чувствую, что если в течение 1-1,5 мин не освобожусь от модели - случится большая беда, надеюсь, что читатель уже догадался, что черешня бела немытая..., кроме того, для сохранности была опрыскана какими-то химикатами... В следующем же туре в районе старта были установлены переносные туалеты и баки с водой для мытья черешни. Третий срыв в 1972 г на чемпионате СССР. (По-моему это был Минск). Не вовремя занял в одном из туров очередь на старте. В результате пришлось стартовать за 2 мин до окончания тура в неизвестно откуда свалившийся туман. Судьи потеряли модель из виду, на высоте около 50 м и остановили секундомеры, с результатом 2 мин 48 сек. Аналогичная стабильность результатов сопровождала в это время и других ведущих спортсменов.

На чемпионате мира в 1971 г в Гётеборге мне удалось осуществить свою мечту. Удалось совершить около 20 тарировочных полетов в идеальных расчетных атмосферных условиях (давление 760 мм. р. ст., температура 15 градусов, полнейший штиль!), Полеты выполнялись с 4-х до 6 часов утра при безоблачном небе и отсутствии потоков. При дневной регулировке модели по углу установки стабилизатора и углу отклонения РН вертикальная скорость снижения составляла при этом 0,22-0,23 м/с.

В этот год начались первые попытки создания специальных экспериментальных моделей для финальных полетов под названием «Вечерний туалет». Было много размышлений по поводу технического облика модели, но единого мнения сформировано не было. В конце 1973 г, в октябре месяце на закрытии сезона в Москве мы с Земским без особых трудов вдвоем вышли в финал, набрав по 1260 очков. Ветер дул в сторону Москва реки, так что оба мы решили не летать по 4 мин и ограничить время полета до 30 сек. А. Земский слетал, около 25 сек, я около 20 сек. Это были мои последние соревнования. В это время в ОКБ я работал по закрытой тематике, вследствии чего выезд за рубеж был ограничен. На 3 года вынужден был прервать полеты, уехав на дальний восток в командировку.

В 1976 г вернувшись из командировки, сложилась ситуация, в которой необходимо было выступить за заводскую команду на чемпионате МАП. После 3-х летнего перерыва на тренировке за день до соревнований размолотил одну за другой две модели и отдал всё оставшееся вместе с модельным ящиком Александру Панкову. С тех пор за леер уже не держался.

После постройки в Москве 2х опытных образцов Як-50, уехал на Дальний восток в город Арсеньев в должности ответственного представителя генерального конструктора, налаживая серийное производство этого самолёта.

По возвращению из Арсеньева перешёл работать по закрытой тематике. В результате чего выезд на соревнования за рубеж мне был закрыт.

С 1985-2000годы возглавлял на предприятии закрытое подразделение занимающееся разработкой всех новых проектов.

В 2005 году за достижения в области развития самолётостроения был награждён нагрудным знаком «заслуженный самолётостроитель». Впоследствии помещён в биографическую авиационную энциклопедию под названием «Авиация России».

В 2011году по достижении 70 летнего возраста ушёл на пенсию. В результате появилась масса свободного времени. Стал посещать современные авиамодельные соревнования. Занялся аналитическими исследованиями развития моделизма. За последние 55 лет. Написал статью, носящую технический и мемуарный характер под названием «Взгляд сквозь годы на модели планеров класса F1A».

О себе сегодняшнем проще всего, наверное, сказать четверостишьем Р. Гамзатова полностью характеризующим современного человека моего возраста. Звучит оно так:

Нет у меня ни сумы, ни тюрьмы,
Нету коня, нету жены.
Дочка моя рядом живёт
Только она любит и ждёт.
Ответить

Вернуться в «F-1»