дорогой Ярослав
Я понимаю ваше чувство неудовлетворенности среди пилотов-бойцов, которое вы описиваете и выкладываете на этом форуме. Есть хорошие причины этому, но так-же кажется, что существует недопонимание, которое грозится выльится в перепалки на форуме вместо обсуждения. Я постараюсь разьястнить, но сначала пару слов обо мне.
Я принимаю участие в международных соревнованиях с 1980. По-большому счету всегда было 6-8 бойцов в Дании, но за последние несколько лет число медленно выросло до 10. Основной уровень пилотов довольно высок (4 пилота в рейтинге лучших 30 на Кубке Мира 2012). У нас есть три кордодрома на все страну. И у нас НЕТ проблем с властями из-за шума. Ме можем летать столько, сколько угодно на этих кордодромах. И нет никакой причины боятся, что на этих полянах всплывет проблема шума в будущем.
В прошлом году молодой пацан, Мортен, появился на соревнованиях. Я ему дал подержаться за ручку современной бойцовки - в первый раз в его жизни. Он и его отец (бывший пилот-гонщик) были в восторге. Мы ему дали кучу разбитых моделей и он начал летать. По весне мы много тренировалсь и начали его брать на соревнования. Он поехал в Болгарию как юниор, в составе нашей команды и смог поднятся на подиум, заняв 3-е место среди юниоров. 15 месяцев с первого полета к подиуму! Это довольно таки прогресс от пацана к пилоту-бойцу.
Это к тому, что у меня нет проблем с шумом. Еще я счастливчик, что есть, с кем попрактиковаться здесь. Датский Ф2Д растет и появляются молодые пилоты. Но у воздушного боя все еще есть риск умереть здесь. Если только несколько пилотов забросят полеты - будет очень трудно поддержать воздушный бой в Дании. Большие изменения в правилах, или перебои с поставками модельной техники и Датскому воздушному бою крышка.
Летать на соревнованиях в России, на Украине, или даже в Канаде очень интересно, но не реалистично, мы же не сможем ни практиковаться ни подлетывать. Перенос всех соревнований в какую-то отдаленную страну не решение проблемы.
Первое непонимание я вижу в ваших постах, что пилоты бойцы должны быть свободны в выборе правил, к которым могут прийти пилоты со всего мира. Мы, пилоты-бойцы, не полностью свободны в составлении своих правил. Мы часть ФАИ и должны уважать правила ФАИ и ЦИАМ.
Вы возможно правы, что существует устойчивая тенденция шумовых ограничений в Западной Европе, которая давит на ФАИ чтобы работать над уменьшением шума. В свою очередь ФАИ, чтобы уменьшить шум, требует у своих суб-организаций (ЦИАМ) работать над уменьшением шума. ЦИАМ работая над уменьшением шума, в свою очередь тоже давит на наиболее шумные классы: F3D, F2C, F2D
Просто чтобы предупредить недопонимание: Давление по проведению мероприятий по уменьшению шума происходит не от пилотов-бойцов в Западной Европе, а от общества в целом (можно сказать что от ботанов и гринписовцев).
Спорить с ЦИАМ, ФАИ, или с обшественностью в целом - пустая трата времени. Мы не сможем оказать никакого влияния. ЦИАМ вообще-то делает все возможное, чтобы уменьшить влияние возлагаемых шумовых ограничений. Несколько лет назад был составлен план по уменьшению шума. Но два года назад мы сделали отступление от этого плана. Правило по остановке двигателя по окончанию боя было одобрено в 2010, но отложено до 2013, вместо 2011. Ребята в ЦИАМ делают все возможное, чтобы изменения в правилах были как можно меньшими.
Иногда ФАИ/ЦИАМ вводят требования и тогда мы должны просто должны их выполнить. Обязаловка использования АО и введение страховки на ручку - хорошо известные примеры этого. Сейчас ФАИ требует от нас уменьшения шума. Даже если никто из бойцов не хочет уменьшать шум - мы должны ввести изменения в правилах по уменьшению шума.
Мы можем долго и умно обсуждать, как и почему шум является проблемой. Но это ничего не изменит. В конце концов мы столкнемся с проблемой:
Когда ЦИАМ говорит нам что мы должны уменьшить шум - мы должны найти способ решить проблему шума.
Другое непонимание в Вашем посте (если я правильно понял) что Вы хотите, чтобы ЦИАМ отменил останов двигателя по окончании боя, как меру по предотвращению шума. Это невозможно. Правило было принято на заседании 2010 года и не может быть отменено за несколько недель до того, как оно станет действенным.
Некоторые пилоты кажется непонимают, что воздушный бой находится под опасным давлением, чтобы решить проблему шума. Проблема в том, что если мы (пилоты-бойцы) не найдем способ проблему решить - кое кто "поможет" нам ее решить. Чтобы дать вам представление того, что происходит за закрытыми дверями вот короткий пример из жизни:
после ЧМ 2008 официальный доклад жюри содержал следующие рекомендации по уменьшению шума в F2D и F2C:
"использование более эффективных глушителей, пересмотр процедуры соревнований, остановка двигателей, короче база и т.д."
http://www.f2d.dk/noise/docs/ANNEX2c-08" onclick="window.open(this.href);return false; ... -rep-1.pdf
Во Франции моделисты даже набросали черновик, как предложение по уменьшению шума. Короткая версия: "10 сек на прогрев, бой 3 минуты и останов двигателя после боя". Этот черновик можно найти здесь:
http://www.f2d.dk/rules/docs/France-Sug" onclick="window.open(this.href);return false; ... s-2008.pdf
К этому времени рабочая группа по F2D тоже должна была представить предложение по уменьшению шума. Мы знали, что если бы мы не предоставили реальное предложение, то французский вариант стал бы официальным и был бы принят на пленарном заседании ЦИАМ в 2009. У нас было только несколько фактов в поддержку выбора мер по уменьшению шума. В 2002 Луи Ваккерман выполнил несколько тестов по рамеру выхлопного отверстия на глушителе, шуму и мощности двигателя (
http://home.wxs.nl/~wakke007/rpm_db/rpm_db.htm" onclick="window.open(this.href);return false;).
У нас не было времени экспериментировать и мы навскидку пришли к выхлопному отверстию в 6мм. Я не думаю, что любому, кто был задействован в разработке правил, понравилось это правило выхлопа 6мм, но предложение Франции было бы еще худшим для воздушного боя.
Я знаю, что это небольшое изменение в правиле по глушителю создало некоторым пилотам большие проблемы. Но сегодня, я вообще-то думаю, что мы (все бойцы) счастливчики, что это не закончилось принятием правил по предложению французов. Тогда это бы уж точно убило F2D воздушный бой.
После семинара по шуму в Венгрии в 2010 (
http://www.f2d.dk/noise/WC2010seminar.htm" onclick="window.open(this.href);return false;) я осознал, что там был большой риск того, что F2D заставят принять еще более крутые меры по уменьшению шума в будущем. Я не хотел оказаться в ситуации, где нам пришлось бы играть с будущем воздушного боя, так что я начал проводить систематические исследования на тему того как можно уменьшить шум. Большинство моей работы здесь:
http://www.f2d.dk/noise/noise.htm" onclick="window.open(this.href);return false;
Мне не нравится вводить новые правила по уменьшению шума, но если мы должны будем уменьшить шум, то я хочу быть подготовленным. Если (или когда) в один прекрастный день нас заставят ввести изменения в правилах по шуму - будет слишком поздно начинать исследования по тому, что может быть сделано и какое влияние различные предложения могут оказать на наш спорт. Только если у нас есть результаты экспериментов и хорошее понимание международного сообщества бойцов, мы сможем найти решение, которое окажет минимальное (негативное) влияние на воздушный бой.
Назад к теме что может быть сделано пряммо сейчас:
- Первое, прекратить тратить время на мечты о прошлых хороших днях. Они уже ушли и никогда не вернутся.
- Далее, приготовиться к полетам по правилам 2013. Создать, или купить АО с функцией остановки двигателя. Несколько уже есть на рынке, хорошо работающих. Если вы летаете там, где шум не проблем, возможно правила и обойти. Ярослав, ты знаешь как это делать, на форуме Яху это обсуждалось (видимо имеется в виду обсуждение англоговорящими пилотами, где все пришли к общему мнению, что на местных соревнованиях будем на правило останова просто "забивать")
- И в конце концов подобрать местного паренька, научить его летать и показать, какая это веселуха когда летаешь в воздушный бой. Мечты стариков о "добрых старых днях" и нытье за новые правила только подтолкнут детей обратно к компьютерным игрушкам и другим нехорошим вещам.
С наилучшими пожеланиями и счастливого Нового Года
Хеннинг
P.S. Henning, you owe me beer for all these translation